От Алтая до Памира: куда отправиться в мотопутешествие

Когда асфальт заканчивается, начинается настоящее приключение – уверен Дмитрий, который за 14 лет проехал более 20 000 км бездорожья от Памира до Архыза. В этом путеводителе – его руководство по выбору маршрутов для мотопутешествий: Алтай, Кольский, Архыз и Памирский тракт. Читайте, как спланировать трип, чтобы вернуться с массой впечатлений и желанием снова отправиться в путь.

Алтай: где дороги превращаются в легенды

Завораживающая красота Каракольских озер с.Чемал, Алтай

Горы, водопады, реки и озера – это Алтай, который десятилетиями испытывает на прочность не только новичков, но и бывалых байкеров. Здесь нет толп туристов, только вы, мотоцикл и орлы над головой. За неделю можно объехать главное. Поэтому, ответ на вопрос: «Куда поехать на мотоцикле летом?» простой – сюда, за новой порцией высоты и свободы, которую здесь чувствуешь «каждой клеточкой».

Чуйский тракт (300 км драйва) – это главная артерия Алтая. Начинается в зеленых долинах у Бийска, а через пару часов пейзажи сменяются марсианскими:

– Красные ворота – скалы, будто раскаленные в горне;

– Гейзерное озеро – бирюзовая вода с пульсирующими ключами;

– слияние Чуи и Катуни – две реки, белая и бирюзовая, сливаются в один поток.

Совет Дмитрия. Не гонитесь за километражем – останавливайтесь у каждой смотровой. Алтай не про скорость.

Перевал Кату-Ярык: испытание высотой. Крутизна в 45°, 3,5 км сплошного «зигзага» над пропастью. Внизу – долина Чулышмана, где время остановилось: юрты кочевников, табуны лошадей, река, выточившая каньон за миллионы лет. Подъем занимает 40 минут, но ощущение – будто побывал на краю света.

Плато Укок или «Алтайский Тибет»: бескрайнее плоскогорье у границы с Монголией. Здесь ветер гуляет меж каменных стел, оставленных скифами, а зимние температуры падают до –50°C. Летом Укок манит изумрудными озерами и видами на снежные пики. Важно: для въезда нужно разрешение пограничной зоны.

Жемчужины Алтая:

– водопад Учар (160 м): 7 км пешком от Чулышмана. Грохот воды слышен за километр;

– Алтайский Марс: красно-оранжевые холмы урочища Кызыл-Чин. Кажется, что вы на другой планете;

– Мультинские озера: три бирюзовых «блюдца» в обрамлении кедров.

Логистика мотоциклов – два рабочих варианта:

  1. Групповая перевозка: скидываемся на транспорт с прицепом, который привезет мотоциклы (5-8 шт.) и экипировку отдельно. Летим самолетом в Горно-Алтайск, там встречаем байки и арендуем минивэн для перемещения группы по Алтаю.
  2. Самостоятельный заезд: объединяемся по 3-4 человека. Каждая группа едет своим ходом на машине с прицепом, везя мотоциклы. Этот вариант зависит от возможностей участников: у кого есть машина и прицеп, кто-то может везти несколько мотоциклов, кто-то не может. Надо договариваться.

Советы для новичков:

– сезон: 20 июля–15 августа. Раньше – снег на перевалах, позже – ночные заморозки;

– ночлег с удобствами: только в Акташе, Кош-Агаче, Чемале или глэмпингах долины Чулышмана. Бронируйте заранее – вариантов мало. Палатка – для экстренных остановок или для тех, кто любит дикий кемпинг (но сервисов рядом не ждите);

– питание: в долине Чулышмана нет ни магазинов, ни кафе. Берите сублимированные продукты Кронидов – они спасут в поездках.

Готовая еда для дальних дорог

  

Архыз: альпийские луга и серпантины

Архыз: подъем на Софийское седло

Представьте: утром вы мчитесь по серпантину к ледникам, днем фотографируете водопады с бирюзовой водой, а к ужину возвращаетесь в уютный глэмпинг – все это без переездов с тяжелыми чемоданами. Архыз – редкое место, где для приключений не нужен экспедиционный план. Идеально для первого мотопутешествия по России:

  1. Все рядом: от поселка Архыз до ключевых точек – 20-40 минут на мотоцикле:

– озера Любви (2,5 км): три изумрудных «блюдца» у ледника. Дорога – грунтовка с плавными поворотами;

– водопад Чигардан (15 м): скрыт в буковом лесу, который после дождя превращается в ревущего гиганта;

– перевал Гумбаши (2 478 м): панорама на главный Кавказский хребет.

  1. Без экстрима: маршруты подходят даже тем, кто неделю назад купил эндуро-мотоцикл. Здесь нет отвесных скал, как на Алтае – только виды, от которых забываешь о страхе высоты.

Как спланировать трип:

  1. Групповая перевозка: заказываем транспорт с прицепом для мотоциклов и экипировки. Летим в Минеральные Воды (ближайший аэропорт), встречаем байки и заказываем трансфер до Архыза (предложения есть, организовать несложно).
  2. Самостоятельный заезд, так же как с Алтаем. Плюс для Архыза – расстояние из центра России (~2500 км) проезжаем за два дня без напряга – трассы (М-4 «Дон») хорошие.

Советы от Дмитрия:

– сезон: июнь–сентябрь (в мае – риск лавин, в октябре – снег на перевалах);

– жилье бронируйте в поселке Архыз за 3 месяца;

– экипировка: защита локтей и коленей – трассы каменистые;

– скачайте треки в приложении «Кудай» (местные гиды обновляют их еженедельно), чтобы карта маршрутов была «под рукой»;

– теплая одежда: у ледников даже летом +5°C;

– питание: кафе с национальными блюдами (лагман, шашлык). А если устанете после горного дня, сублиматы от Кронидов: кипяток из термоса, и ужин готов;

– чередуйте дни: после маршрута к Софийским озерам (6 часов в седле) устройте «разгрузку» – пеший поход к водопаду Дукка (4 км через альпийские луга).

Кольский: тундра, водопады и северное сияние

Экспедиция «Весь Кольский»

Кольский полуостров – это путешествие на мотоцикле по России, где за день не встретишь ни души. Только дороги, бескрайняя тундра, покрытая серо-зеленым ковром мха, скалы, отполированные ледником, и солнце, которое висит над горизонтом даже в полночь. Туристов здесь нет. Только вы, мотоцикл и ощущение, что вы на краю Земли.

Летом солнце на Кольском не садится. «Полярный день – это суперсила байкера, – говорит Дмитрий. – Сломались? Час ночи? Не беда. Ремонтируете при свете. Увидели фантастический вид – останавливайтесь хоть на три часа. Светло всегда». Это ключевое преимущество региона: мотопутешествие в это время длится 24/7.

Подходящий маршрут для новичков – от Териберки до Хибин. Не пугайтесь слова «Заполярье». Здесь трассы, доступные даже тем, кто только осваивает бездорожье:

– Териберка (Баренцево море): дорога к заброшенным рыбацким поселкам и скалистым бухтам. Финиш – берег Ледовитого океана. Покрытие: убитый грейдер (готовьтесь к тряске). Виды: каменные пляжи и водопады, впадающие прямо в море;

– Хибины (горные тундры): лесные дороги вокруг древних массивов. Сложность: средняя – камни и броды. В итоге: захватывающие дух панорамы плато, которые похожи на лунные пейзажи;

– Лапландский заповедник (окрестности Мончегорска): легкие треки по предгорьям. Можно увидеть диких оленей и водопады в тайге.

Логистика мотоциклов – самостоятельный заезд. Расстояние из Питера (~1500 км) можно проехать за полтора дня. Везите мотоциклы и экипировку на машине с прицепом. Так вы сэкономите время, деньги и будете мобильны между локациями.

Советы Дмитрия:

Сезон:

– Рыбачий, Териберка, Зеленцы – с 15 июня;

– Хибины, Лапландский заповедник – с 1 июля (меньше снега, безопаснее реки);

В июне в горах еще лежит снег и бурные реки, а в августе уже холодно.

Экипировка:

– даже в +20°C берите непродуваемую куртку и термобелье – ветер с океана ледяной;

– шлем с плотно прилегающим забралом (туман и мошки – частые гости);

– тщательная подготовка байка: грейдерная тряска проверяет на прочность.

Питание:

– продукты берите с запасом на 5-7 дней в Мурманске или Кировске, так как в Териберке магазины скудные, а кафе закрываются к 17:00-18:00. Просто прийти и поесть в ресторане не получится – только по записи;

– готовьте сами: выручат горелка и котелок.

Размещение: бронируйте отели за 5 месяцев: особенно для Териберки, Рыбачьего и Зеленцов, если не хотите ночевать в палатке. В этих местах жилья мало и стоит оно дорого. Альтернатива – базироваться в Мурманске или Кировске, но будьте готовы к долгим переездам.

Кольский – вызов даже для бывалых, но главное – запастись терпением и продуктами Кронидов.

Еда без «заморочек»

  

Памирский тракт: горные высоты и дух Великого шелкового пути

Pamirskiy_trakt

Серпантины под небом Памира

Здесь, на высоте 4500 м, понимаешь: ты гость, а не хозяин. Памирский тракт – не просто дорога, а испытание на прочность для мотоцикла и водителя. Крутые серпантины над пропастями, разреженный воздух, ледники в шаге от колеса и полное отсутствие цивилизации на сотни километров. Путешествие на мотоцикле здесь – вызов, который меняет представление о свободе.

Маршрут: вы можете выбрать два пути – Душанбе–Бишкек или наоборот. Лучше начинать из Душанбе, поскольку набор высоты здесь более плавный, что облегчает акклиматизацию. Если же начать маршрут из Бишкека, подъем будет быстрым и резким. На 3-4 день вы окажетесь на высоте 4 500 м, что может вызвать горную болезнь. Поэтому для новичков безопаснее ехать из Душанбе.

– Душанбе–Хорог (долина Пянджа): асфальт сменяется гравием. Слева – скалы, справа – река и Афганистан. Остановитесь у крепости Каахка (XII век) – ощутите дух Великого шелкового пути.

– Хорог–Мургаб (высокогорье): дорога взлетает до 4 655 м (перевал Ак-Байтал). Пейзажи: марсианские красные скалы у Буленкуля, бирюзовое озеро Каракуль, яки у дороги. Будьте внимательны: гравий, колейность и частые камнепады.

– Мургаб–перевал Кызыл-Арт (4 280 м)–Ош: спуск в зеленые долины Кыргызстана. Финиш у священной горы Сулайман-Тоо.

Логистика мотоциклов: дорого, но возможно.

  1. Перевозка до «стартовых городов»:

– Бишкек (Кыргызстан): самый доступный вариант. Отправьте мотоцикл транспортной компанией до Бишкека, стартуйте оттуда;

– Душанбе (Таджикистан): возможно, но сложнее в организации.

  1. Аренда на месте (только в столицах):

– в Бишкеке или Душанбе можно арендовать подготовленный внедорожный мотоцикл, но цены заоблачные.

Советы Дмитрия:

Сезон: август-сентябрь (снег уже растаял и все дороги открыты).

Документы:
– виза Таджикистана и разрешение на проезд в Горно-Бадахшанскую область. Без них развернут на блокпосте: оформляется в Душанбе.

– международные права и страховка мотоцикла. В Таджикистане могут потребовать местный полис;

– укажите в разрешении ВСЕ пункты маршрута.

Высотная болезнь:

– избегайте алкоголя и тяжелой пищи;

– выбирайте маршрут из Душанбе в Бишкек (плавный набор высоты);

– берите мочегонное для профилактики отеков и кислородный баллон.

Ночлег:

– палатка, но только если найдете ровную площадку – а их мало, то отвесные скалы, то обрыв в пропасть. Плюс: вдоль Пянджа – пограничная зона (проехать можно, а вот стоянки запрещены);

– хостелы: Памир развивается: можно заехать в любую деревню и остановиться там за вменяемые деньги (кровать, туалет и достаточно тепло).

Что смотреть?

 – Озеро Каракуль: бирюза в обрамлении снежников;

 – крепость Ямчун (III век до н.э. над Пянджем);

 – горячие источники Гарм-Чашма (у подножия скал).

Жесткая реальность:

– нет АЗС (500 км): возьмите канистры (20-30 л). Заправляйтесь в Хороге и Мургабе.

– связь пропадает на сутки: офлайн-карты (Maps.me) и спутниковый телефон – необходимость;

– дороги: разбитый асфальт с ямами и гравийные участки, где мотоцикл «ведет» как на льду.

Питание: берите запас еды на 7 дней. Магазины – только в Хороге и Мургабе. Готовьте на горелке – кафе встречаются редко и закрываются рано.

Из личного опыта: советы Дмитрия

Жестко, но проходимо

  1. Граница – не шутка: всегда уточняйте запретные зоны заранее. «Поставили палатку на берегу реки Пяндж (Памир), решили – идеальное место. Через два часа – стук. Пограничники: «Это запретная зона! Немедленно уезжайте!». А вокруг – лишь скалы да обрыв к реке. Пришлось в кромешной темноте, целых 3 часа петлять по камням и карнизам над пропастью, чтобы найти клочок земли для стоянки.»

  2. Подготовка к мотопутешествию: теплые вещи и спальники, а также термос с кипятком должны быть всегда. «На Памире днем может быть +25°C, а ночью –3°C. Так на высоте 3 000 м у нас замерзла вода, да и мы, в принципе, все замерзли, потому что были легко одеты. Не хватало пуховиков и теплых спальников.»

  3. Поведение в незнакомых местах: старайтесь найти общий язык с местными жителями. Ведите себя спокойно и доброжелательно. «В Киргизии разбили лагерь в степи. Ночью к палатке подошли люди: «Не коров ли пришли украсть?». Оказалось, мы поставили палатки на пастбище. Объяснились – разошлись мирно.»

  4. Высота диктует правила: при подъеме в горы прислушивайтесь к своему организму, чтобы вовремя распознать горную болезнь. При первых признаках – тошнота и удушье – спускайтесь. «На Памире был сразу резкий набор высоты, и ты там на третий или четвертый день оказываешься на высоте 4 500 м. И, это, соответственно, чревато проявлением горной болезни. Мы уже начали спускаться на высоте 3 000 м, и я начал задыхаться. И этого я боялся больше всего. На случай «горняшки» у нас с собой были медикаменты.»

  5. Рация – это обязательно. Туман «съедает» все: видимость и звук. Человек может находиться от вас на расстоянии 100 м, а вы его не увидите и не услышите.»

  6. Ремкомплект с собой – это святое: различные инструменты для машины, запасные части и шины обязательно. «До ближайших сервисов ехать тысячи километров по «убитой» дороге. Если техника встанет, помощи будете ждать сутками, а вызов эвакуатора будет стоить космических денег.»

  7. НЗ (на 2-3 дня) из готовых и сублимированных продуктов Кронидов – это ваша независимость.

Сытное дополнение к любому блюду

  

Заключение

От алтайских перевалов до памирских высот – мотопутешествие учит главному: свобода измеряется не километрами, а умением принимать вызовы.

Выбирайте маршрут по силам: Алтай и Архыз – для новичков, Кольский и Памир – для закаленных. Тщательно планируйте путешествие: подготовка мотоцикла, снаряжение, экипировка, питание в дороге и маршрут – это составляющие успешной поездки. Куда поехать на мотоцикле впервые? Слушайте бывалых эндуристов.

Дорога ждет, ведь каждое путешествие – это вызов и возможность исследовать новые маршруты, насладиться красотой окружающего мира. Пришло время нажать старт и отправиться навстречу приключениям, которые ждут вас за горизонтом.

Больше фото, видео и анонсы путешествий Дмитрия – во ВКонтакте.

О новинках вкусной еды в дорогу рассказываем в нашем Телеграм-канале.

Оставьте ваш комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.