Планируете путешествие на мотоцикле? Собрали проверенные советы от мотоциклиста с 14-летним стажем. Знакомьтесь, Дмитрий Тимофеев, организатор эндуро туров, проехавший более 20000 км по маршрутам различной сложности в Мурманской, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях, Алтайском крае, посетивший Крым и даже Памирский тракт.
В этой статье вы найдете полезные чек-листы и советы для уверенного старта в ваше мотопутешествие. Как подготовить мотоцикл к длительной поездке, что взять с собой из снаряжения и экипировки, а также как правильно питаться в дороге.
Обслуживание мотоцикла: чек-лист перед поездкой
Техника любит внимание.
Подготовку к эндуро путешествию начните за 2-3 недели до поездки. Вот главные узлы для проверки:
Тормоза: Замените старые изношенные колодки на новые. Обновите тормозную жидкость и прокачайте тормоза.
Цепь и звезды: Проверьте натяг цепи, остаточный диапазон ее регулировки и износ зубьев на звездах. Если они стали «крючками» – меняйте. Изношенную цепь и звезды меняйте комплектом.
Двигатель: Замените масло в двигателе на рекомендованное производителем, почистите или обновите маслянный фильтр даже если до ТО есть запас по пробегу, ведь в путешествии не всегда будет возможность найти время и подходящее место для замены.
Проверьте остаточную толщину дисков сцепления. Отрегулируйте клапана.
Система впуска: Почистите или обновите воздушный фильтр, проверьте настройку смеси в карбюраторе (особенно важно при путешествиях в горах).
Подвеска: Обновите масло в передней вилке и заднем амортизаторе, проверьте на отсутствие течи масла из под сальников, убедитесь в отсутствии люфта в маятнике, прогрессии.
Колеса: Замените подшипники колес в случае появления осевого люфта. Проверьте затяжку спиц и буксаторов.
Аккумулятор: Проверьте остаточный заряд аккумулятора и напряжение на заведенном мотоцикле.
Система охлаждение: проверьте крепежи шлангов, уровень антифриза, помойте радиаторы.
Электрика: проверьте изоляцию и укладку проводки.
В дороге чаще всего пробиваются крышки картера, гнутся рули, прокалываются колеса и ломаются рычаги (дешевые – при первом падении).
Опытные эндуристы ставят:
– защиту картера, радиаторов, руля и тормозных дисков;
– усиленные рычаги сцепления, переднего и заднего тормоза;
– муссы или тюблессы в колеса
Финальный осмотр перед выездом:
- Заведите мотоцикл на холодную – стартер должен крутить бодро.
- Прогрейте 2-3 минуты, убедитесь, что нет посторонних шумов.
- Проверьте:
– давление в шинах: выберите исходя из предстоящего маршрута (высокое для прогонов по асфальту и грунтовкам, низкое для сложных грунтов, где необходимо максимальное сцепление колеса с поверхностью);
– крепеж: протяните ключевые болты оси колес, руля, рычагов, защит;
– уровень всех жидкостей.
После проверки проедьте 20-30 км: иногда проблемы проявляются только в движении.
Когда мотоцикл готов к поездке, самое время подумать о пропитании, которое сэкономит ваши силы и время.
Еда в дорогу
Снаряжение для мотоцикла: что взять в дорогу
Группа Дмитрия около базы КСС в Хибинах, Мурманская область.
Запчасти в дорогу – это то, без чего нельзя выезжать, ведь даже новый мотоцикл может подвести.
Возьмите в поездку:
– документы на мотоцикл;
– тросы сцепления и газа: рвутся неожиданно;
– новую свечу зажигания;
– насос, камеру или ремкомплект для бескамерных шин;
– запасную переднюю и заднюю шины (в случае больших пробегов).
– рычаги сцепления и тормоза: алюминиевые гнутся при падении;
– инструменты: набор ключей или головок под болты вашего мотоцикла и монтажку для шин, даже если едете не в глушь.
– стяжки (хомуты), болты и изоленту: упакуйте в пластиковую коробочку с плотной крышкой, так они не потеряются и не заржавеют;
– налобный фонарь, на случай выхода из строя фары.
– масло (200-300 мл) и бензин (5 л), если придется ехать через глушь;
– крепления: для топливных канистр, рюкзака, спального мешка и палатки.
Лайфхак. Если едете в группе – распределите инструменты между участниками и не берите повторяющиеся позиции.
Что выбрать: кофры или сумки?
Выбор зависит от типа поездки, ваших предпочтений и возможности крепежа:
Для дальних путешествий без сильного бездорожья – кофры: жесткие, непромокаемые надежно сохраняют вещи при падении, вместительные, но добавляют к весу мотоцикла несколько килограммов.
Опытные мототуристы на эндуро чаще выбирают непромокаемые сумки – они почти не весят, не мешают на узких тропах и защищают вещи от дождя или воды при падении.
Простой заменой сумок и кофр станет рюкзак.
Лайфхак. Если решите взять рюкзак, остановитесь на модели с поясным ремнем – с ним плечи устают меньше.
Чтобы во время коротких передышек не копаться в продуктах, храните перекусы в отдельной сумке для мелочей, в кармане кофры или мотоциклетной куртки.
Энергия на каждом километре
Экипировка для мотоцикла: полный комплект
Рассвет в дороге
Базовый набор или то, без чего нельзя отправляться в дорогу:
- Шлем: модульный – для асфальта (хорошая изоляция от шума и ветра), а для бездорожья – кроссовый с очками (лучшая вентиляция).
Как подобрать по размеру: шлем не должен болтаться на голове. В идеале он плотно прилегает к щекам, но не давит на лоб.
- Перчатки: с защитой костяшек (пластик или карбон) и усиленными пальцами (для рычагов сцепления и тормоза).
Лайфхак. В дождь надевайте мембранные перчатки, а в жару – с перфорацией.
- Куртка: со встроенной защитой спины (минимум CE Level 1), съемным утеплителем и вентиляционными молниями для дальних маршрутов. На короткие дистанции – панцирь + джерси + дождевик/ветровка.
- Штаны: с возможностью одеть их поверх наколенников (возьмите на размер больше).
Лайфхак. Проведите тест на подвижность: поднимите руки в куртке – защита локтей не должна сползать. Присядьте в штанах – защита коленей не должна смещаться.
Помните, что экипировка должна быть чуть свободной: в движении тело отекает. Перед покупкой посидите в магазине в экипировке 10 минут – если дискомфортно, выберите другой размер или модель.
Для гор и бездорожья нужна усиленная защита:
– Панцирь – защитит вашу спишу, плечи и грудь,
– Защита локтей и коленей;
– Мотоботы для эндуро
– шейный протектор: защита от переломов и хлыстовых травм при ударе.
Начинающим эндуро-путешественникам больше подойдет мягкий тип.
Лайфхак. Берите с собой подшлемник, ведь даже летом ночью температура резко падает, особенно в горах.
Правильно подобранная экипировка – это только половина дела, вторая –полноценное питание. И здесь на выручку придут компактные сублимированные блюда, которые выручат в долгих перегонах.
Еда в дорогу: что взять с собой?
Короткая остановка перед новым маршрутом
Долгие переезды требуют сбалансированного питания, но возить с собой кастрюли и крупы – не вариант для уставших мотоциклистов. Поэтому Дмитрий остановил выбор на готовой еде Кронидов – это основа рациона, дополнительно к которой команда покупает в пути хлеб и другие необходимые продукты.
Готовые консервированные блюда
Готовые блюда Кронидов сделаны из натуральных продуктов, а благодаря технологии приготовления при высоких температурах, не нуждаются в консервантах. Удобная реторт-упаковка не повреждается при транспортировке и легко открывается руками — на случай, если под рукой нет ножа. Еду можно разогреть на водяной бане прямо в упаковке, из нее же удобно есть, не пачкая тарелки. Если же часть порции осталась недоеденной, что редко бывает в путешествии, ее можно хранить в холоде еще двое суток. Благодаря внутреннему слою упаковки, продукты не окисляются и не требуют перекладывания в другую тару.
Рассчитать нужное количество еды на человека с готовыми блюдами Кронидов еще проще: упаковка рассчитана на один прием пищи, и на каждый день пути потребуется 3 пакета (или 4, если привыкли съедать на обед первое и второе).
Готовые сублимированные блюда
В новом сезоне Дмитрий пополнит меню сублимированными блюдами Кронидов, которые появились в продаже в октябре 2024 года. Эти блюда производятся из сырья высшего качества по специальной технологии: сохраняют вкус и пользу свежих продуктов и хорошо усваиваются. Сублиматы компактные, в 10 раз легче обычной еды и хранятся до 1 года без особых условий. Их не надо варить: добавьте горячую воду прямо в пакет, и через 15 минут питательное блюдо готово к употреблению.
Сколько взять? Тут все просто: одна упаковка – один прием пищи. Значит, на день – 3 пакета, а тем, кто любит плотно пообедать, – 4.
Перекусы
Для перекусов возьмите:
– орехи и сухофрукты: калорийные и не занимают место;
– энергетические батончики: лучше домашние, без лишнего сахара;
– сублимированные фрукты и ягоды: идеально подходят для легкого и вкусного перекуса.
В качестве примера подготовили для вас примерное меню на день от Кронидов:
– завтрак: сублимированный скрэмбл, сухари, сублимированный йогурт черничный, чай или кофе;
– обед: солянка сборная мясная, хлебцы, сублимированное мороженое Карамель;
– ужин: сублимированный плов с говядиной, чай, баранки.
Лайфхак. Берите еду с запасом на +1 день. В пути магазины, на которые вы рассчитываете, могут быть закрыты, а то и вовсе существуют только на карте.
Не берите скоропортящиеся продукты и в стеклянных банках (тяжелые и бьются). Например, вместо творога – запеканку с вишней, а вместо свежего мяса – буженину.
Подробнее о походном питании вы узнаете в статье «Что взять в автобус из еды».
Посуда и снаряжение для готовки
Из кухонной утвари возьмите:
– горелку: газовую или спиртовую, главное, чтобы она была компактной и легкой;
– универсальный термос (0,5-1 л): в него можно налить кипяток для чая или сублимированных блюд;
– котелок и миску (удобнее складная).
Чек-лист, что еще взять в путешествие
Без помощи далеко не уедешь
Перед поездкой продумайте не только экипировку, но и другие полезные вещи, которые не займут много места, но заметно повысят комфорт и безопасность:
– крепление для телефона с виброгашением: защитит камеру от тряски. Выбирайте модели с надежным замком, чтобы телефон не вылетел на кочках;
– водонепроницаемый чехол: спасет в дождливую или пасмурную погоду, а также на бродах;
– power bank: минимум 10000 mAh – это 2-3 полных заряда. Возьмите лучше два на 5000 mAh, если один выйдет из строя, будет резерв. Заряжайте power bank, пока сами отдыхаете (в гостевых домах или кафе);
– навигатор: скачайте оффлайн-карты (связь есть не везде), крепите на руль или танк-бэг – так не придется останавливаться, чтобы посмотреть маршрут. Проложите трек заранее и сохраните ключевые точки (АЗС, кемпинги, места отдыха);
– герметик для радиатора (если мотоцикл жидкостного охлаждения);
– армейский тактический жгут-турникет (САТ): одноручное применение (можно наложить даже себе) + фиксатор, чтобы жгут не ослаб;
– кровоостанавливающие салфетки, обезболивающее, пластыри от мозолей, даже если никогда не натирали;
– документы и деньги: дубликаты прав и страховки в гермопакете, деньги мелкими купюрами (в глуши карты могут не принимать);
– салфетки из микрофибры для очистки фар и визора: не оставляют разводов, а если визор без гидрофобного покрытия – спрей от воды.
Установите сигнализацию с GPS, если придется останавливаться в незнакомых местах. Кроме того, не берите громоздкую технику, такую как ноутбук или фотоаппарат с кучей объективов.
Лайфхак. Берите только то, что реально пригодится – лишний груз утомляет и снижает управляемость.
Когда все необходимое собрано, добавьте легких витаминных перекусов – сублимированные фрукты и ягоды, которые займут минимум места и сохранят силы в пути.
Сладкий и полезный перекус
Заключение
Покоренная высота — это лишь начало следующего приключения
Все готово: вещи собраны, гаджеты заряжены, документы под рукой, а ваш «железный конь» готов к приключениям. Но, как говорит Дмитрий, главное – не мотоцикл и экипировка, а навыки.
В заключение несколько советов:
Перед путешествием старайтесь регулярно делать короткие выезды на мотоцикле, чтобы сохранить навыки.
Проверяйте мотоцикл не только перед выездом, но и после 100 км пробного заезда.
Если едете в группе, договоритесь о сигналах заранее – даже простые жесты спасают от неприятностей. В горах используйте рации – жесты не всегда видны за поворотом.
Не гонитесь за километражем – лучше проехать меньше, но с комфортом.
Пусть ваше путешествие будет безопасным и полным ярких впечатлений!
Больше фото, видео и анонсы путешествий Дмитрия – во ВКонтакте.
О новинках вкусной еды в дорогу рассказываем в нашем Телеграм-канале.