Подобрать снаряжение для велопохода порой сложнее, чем для пешего или водного. Экипировка должна быть не только удобной в использовании, но и надежно крепиться на байк, не создавая проблем при движении и перегруза.
Рассмотрим, что взять в велопоход и какие сумки оптимальны для нужд велосипедиста. В конце статьи полный чек-лист снаряжения.
Для велосипеда
Чтобы велосипед хорошо ехал в гору, его важно не перегружать
Какие аксессуары для велосипеда нужны в походе — из обязательных пригодятся передний и задний фонари и ремнабор. Прикрепите держатель для бутылки с водой, чтобы каждый раз во время жажды не останавливаться и не лезть в рюкзак. По желанию можно дополнить байк держателем для телефона и «кормушки» — маленькие сумочки со снеками.
Для себя не забудьте шлем, очки и велоперчатки.
Состав ремкомплекта
В дороге чаще всего ломаются спицы, петухи и клин трещотки. А еще бич велотуриста — проколы. Поэтому в ремнаборе пригодятся:
-
петух,
-
хомуты-стяжки,
-
запасные винты и гайки,
-
спицы,
-
мультитул, включающий гаечные и разводные ключи, пассатижи,
-
запасная камера, заплатки, клей,
-
смазка для цепи,
-
изолента и скотч.
Бивачное снаряжение
Привал в путешествии по Алтаю
Специального бивачного снаряжения для велопоходов не существует. Меняются лишь критерии выбора снаряжения. Для некоторых элементов экипировки решающее значение имеют габариты, для других — комфорт в путешествии. Несмотря на то, что на себе туристу тащить ничего не придется — если велосипед для путешествия исправен и подходит под дорожные условия, — перегруза лучше не допускать. Рассказываем подробно, на что обратить внимание и в каких случаях можно поступиться легким весом.
Палатка
Двухслойная палатка-полусфера – такая конструкция надежно защитит от дождя и ветра. При правильно выбранных габаритах внутри просторно
Как и в пешем походе, удобнее всего будет палатка с тамбуром: в него можно сложить сумки, а в случае непогоды – сушить одежду и готовить еду. Гнаться за просторным тамбуром, в котором можно разместить еще и велосипед, не стоит: особого удобства не почувствуете, а на весе и габаритах палатки это отразится существенно. Если не хотите подвергать байк лишнему воздействию осадков, лучше использовать тент.
Ну и, разумеется, важными остаются основные свойства палатки: устойчивость к ветру (в зависимости от региона использования), водостойкость (рекомендуемые параметры: тент – от 3000 мм, дно — от 5000), простота сборки, наличие москитной сетки и дополнительных элементов комфорта: выходов с обеих сторон, внутренних карманов и креплений для фонарика и пр.
Если ночуете близко к трассе и не хотите привлекать лишнего внимания местных жителей, используйте палатки неброских цветов: зеленого, песочного, хаки. В безлюдной местности, напротив, актуальнее будут яркие, заметные домики.
При перевозке палатка чаще всего крепится на нижнюю трубу рамы или задний багажник. Модели с укороченным каркасом могут быть размещены на руле — некоторые из них, позиционируемые как велосипедные, даже имеют специальные петли на чехле. Если чехол палатки недостаточно водоустойчив, предусмотрите гермомешок или непромокаемую узкую сумку.
Спальник
Главный критерий выбора спальника — ваш комфорт в непогоду. Чтобы не просыпаться среди ночи от холода или сырости, подбирайте спальный мешок под худшие погодные условия в регионе путешествия. Пуховый спальник впитывает влагу быстрее, чем синтетический. Если там, куда вы собираетесь, частые дожди, лучше выбрать наиболее влагостойкую модель, закрыв глаза на легкость и объем.
Обращайте внимание на температуру комфорта, а не экстрима. Чтобы не замерзнуть, берите с собой отдельный комплект одежды для сна — особое внимание уделите носкам и флиске.
В условиях высокой влажности, особенно если пренебрегать вентиляцией, в палатке образуется конденсат, который ближе к утру начинает выпадать с потолка палатки в виде дождя. Для таких случаев стоит выбирать спальник с плотным наружным слоем. Изучите опыт походов в регионе путешествия — возможно, вам пригодится конденсатник — наружный чехол на спальный мешок, предохраняющий от влаги.
Для велотуриста важны также габариты спальника в сложенном виде. Чем он компактнее, тем легче уместить его в велосумку. Если же спальник не убирается в велосумку, его придется везти отдельно — в гермомешке, лучше в компрессионном. Помните: спальник должен быть обязательно защищен от промокания. Даже внутри сумки с накидкой от дождя упакуйте его в непромокаемый чехол.
Спальный мешок перевозят в подседельной сумке, на заднем багажнике или на руле велосипеда. Если используете рюкзак, можно сложить в него.
Коврик
Надувной коврик компакто складывается, помещаясь в любую велосумку. Илья чаще всего перевозит его в подседельном бауле.
Обладатели обычного туристического коврика-пенки чаще всего сталкиваются с проблемой его перевозки. Крепить коврик на руль неудобно, т.к. он затрудняет движение. К тому же там может находиться палатка и спальник. Обматывать вокруг рамы — значит, испытывать неудобство при езде. Остается привязать коврик к велоштанам, если используете такой вид сумок, или к заднему багажнику, который может быть и без того перегружен.
Избежать мучительного выбора поможет складной или надувной коврик: он гораздо компактнее, его можно привязать к рюкзаку, к раме или разместить в рамную или нарульную сумку. Кроме того, надувной коврик спасет на каменистом рельефе — с обычным ковриком вы будете чувствовать спиной каждый камушек. Для быстрого надувания купите специальный насос или используйте велосипедный — лучше с контролем давления, чтобы не лишиться коврика, перестаравшись.
Посуда и горелка
Посуда для путешествия должна быть легкой. На фото Илья с женой Оксаной
Специальных критериев выбора этих важных предметов для велопоходов нет, поэтому ориентируйтесь на удобство перевозки и использования. Для выбора горелки решающее значение имеют условия применения: температура воздуха и доступность запасного горючего в походе. Имейте в виду, что не всегда на месте найдется газовый баллон нужного стандарта, поэтому заранее запаситесь переходниками. Если едете с компанией, возьмите горелку побольше и общий котелок. Перевозить горелку с баллоном нужно, завернув во что-то мягкое, чтобы не гремели и не повреждались.
Посуду лучше выбрать складную, чтобы экономить полезный объем. Целесообразно использовать специальные наборы, когда в котелок помещаются миски и баллон с газом. Ручки котелка предпочтительны складные, с силиконовым покрытием. Но и они могут нагреться — на всякий случай возьмите прихватку.
Перевозят посуду и горелку обычно в рамной или передней сумке, вместе с запасом еды.
Рюкзак
Не все велотуристы пользуются рюкзаком. Здесь играет роль общий объем багажа, а также личные предпочтения: кто-то предпочитает не нагружать спину или обходиться поясной сумкой для мелочей. Сам Илья не использует рюкзак, рапределяя багаж по сумкам.
Если все же допускаете использование рюкзака (например, в силу привычки), выбирайте небольшие компактные модели с карманами для мелочей и вентиляцией спины. Хорошо, если рюкзак непромокаемый, однако в любом случае советуем купить влагозащитный чехол. Полное руководство по выбору туристического рюкзака составили отдельно — почитайте, если есть вопросы.
Не перегружайтесь: каждый килограмм будет чувствоваться не только спиной, но и всем телом. Складывайте в рюкзак только самое необходимое: деньги, документы, зарядное устройство (телефон все же удобнее держать в поясной сумке впереди). Как вариант — что-то объемное и нетяжелое (спальник, ветровку).
Брать с собой рюкзак или нет, во многом зависит от того, какой стиль путешествий вам ближе: с объемным багажом в велоштанах, с равномерным распределением груза (байкпакинг) или комбо-варианты. Рассмотрим плюсы и минусы каждого, а также необходимое снаряжение.
Как перевозить багаж в велопутешествии
Вот так Илья нагружает свой велосипед
Какие велосумки удобнее — вопрос настолько спорный, что ожесточенные баталии по нему можно часто встретить на форумах и в комментариях к статьям. Не будем убеждать вас в правоте того или иного «лагеря» — расскажем о плюсах и минусах каждого варианта.
«Велоштаны»
Сумка-велоштаны — классика жанра, известная еще с советских времен. Позволяет перевозить до 35 кг, быстро крепится к велосипеду, а еще удобна тем, что в случае экстренной эвакуации со стоянки все снаряжение быстро складывается в одно место.
Из неудобств — велоштаны могут мешать крутить педали, цепляться за ветки и колючки, а еще перекашиваться и сползать, если вес в «штанинах» распределен несимметрично. Кроме того, излишний вес создает увеличенную нагрузку на заднее колесо, что чревато поломками.
Поклонники минимализма отказываются от «штанов» в пользу велосумок, распределенных по всему велосипеду. Однако в автономных походах с увесистым снаряжением без них не обойтись.
Велосумки
Велосумки пришли к нам из Европы. Они крепятся к переднему и заднему багажнику, а также к рулю. Можно повесить по 2 штуки с каждой стороны и таким образом равномерно распределить груз. Из плюсов: заднее колесо не испытывает чрезмерную нагрузку, центр тяжести велосипеда смещается книзу, отчего на неровных дорогах тряска уменьшается. К тому же с несколькими сумками удобно группировать снаряжение: отдельно походный паек, отдельно ремнабор, отдельно одежда и снаряжение. К тому же утрамбовывать вещи можно не так тщательно, как в велоштанах: велосумки не перекосятся.
Из минусов: увешанный грузом руль становится тяжелее, низко висящие сумки могут задевать бордюры или высокие камни, а там, где нужно преодолевать препятствие с велосипедом в руках (например, на бродах, заборах, дорожных ограждениях), придется делать несколько рейсов, чтобы перенести все вещи.
Выбирать велосумки стоит так, чтобы они максимально отвечали требованиям комфорта: имели надежные крепления, ремни через плечо для удобной переноски, а еще желательно были герметичными — это защитит от дождя и дорожной грязи.
Дополнительно к велосумкам можно приобрести рулевой и задний баул — там удобно разместить палатку (если поместится) и спальник.
Справедливости ради стоит сказать, что закрепленные на велосипеде велосумки напоминают все те же штаны, только по отдельности. И, поскольку с ними велосипед грузится зачастую не меньше, чем с велоштанами, что особенно чувствуется на подъемах, сторонники минимализма отходят от массивных велосумок в пользу байкпакинга — аналога легкоходства для велосипедистов.
Сумки для байкпакинга
Главные черты байкпакинга – удобство и минимализм, и сумки должны отвечать этим критериям. А потому набор сумок строго ограничен:
- нарульная — для техники или палатки,
- внутрирамная — обычно для инструментов,
- подседельная — для спальника и одежды.
Дополнительно у руля крепят небольшие сумки для запасов еды и воды (но можно закрепить бутылку на раму), на вилку — для аксессуаров, на верхнюю трубу рамы – для ремнабора.
Идея байкпакинга в том, чтобы не перегружать велосипед и велосипедиста, но и снаряжение нужно уметь подобрать так, чтобы разместить в немногочисленных сумках без ущерба для комфорта. А потому существенное внимание нужно уделить весу: выбирать облегченную одежду, палатку и спальник и не менее экономно отнестись к весу продуктовой раскладки. Если ваше путешествие проходит по населенным пунктам, вы сможете своевременно пополнять запасы продовольствия и всегда иметь под рукой свежие продукты. В автономных походах приходится тяжелее, особенно если вы не используете сублимированную еду. Прочитайте нашу статью про походное меню на сублиматах — там готовая раскладка, которая упростит сборы без ущерба для вкуса и разнообразия.
Комбоварианты
Не обязательно «исповедовать» один стиль путешествий — можно подстраиваться под конкретные походные условия, сочетая элементы разных направлений. Например, багажник с веломешком + сумки для байкпакинга.
Еда в дорогу
Точный список еды в поход зависит от условий местности (наличия кафе, столовых, магазинов) и длительности путешествия. Если ваш маршрут проходит по городам, например, по Золотому Кольцу, а ночевки планируются на природе, достаточно небольших запасов для ужина и завтрака. Времени на долгую готовку, скорее всего, будет немного, тк. нужно успеть отъехать от населенного пункта и поставить лагерь. Оптимальным решением будет каша быстрого приготовления, чай/кофе с бутербродами или готовая еда.
Путешествие на велосипеде в горы предполагает большую автономность — здесь уже не обойтись без запасов крупы, тушенки, воды, сушеных овощей и специй. Не забудьте взять такие «мелочи» как чай, кофе, соль, сахар и сладости, если едите. На перекус — хлебцы, паштет, злаковые батончики.
Чек-лист по снаряжению
Горячая еда согреет в непогоду
И под конец список снаряжения для велопутешествия — скопируйте, распечатайте и применяйте:
- Исправный велосипед.
- Ремкоплект.
- Велошлем.
- Очки.
- Перчатки.
- Багажник, велосумки.
- Рюкзак и/или поясная сумка.
- Палатка.
- Спальник. По желанию — внутренний чехол и конденсатник.
- Коврик.
- Индивидуальная посуда + котелок. Прихватка.
- Горелка, спички, зажигалка.
- Средства личной гигиены.
- Аптечка.
- Сменная одежда: теплые вещи, комплект для сна, футболка, шорты, брюки, носки, нижнее белье.
- Непромокаемая куртка, дождевик.
- Телефон с загруженными картами местности, зарядное устройство, пауэрбанк.
- Передний и задний фонари, налобный фонарик.
- Дождевик, гермомешки или непромокаемый чехол на сумки. В экстренной ситуации можно воспользоваться мусорными пакетами.
- Велозамок.
- Документы.
- Пластиковая карта и наличные деньги.
- Иголка, нитки, скотч для ремонта одежды / походного снаряжения.
- Запас продуктов и воды.
- Фильтр для воды (для автономных походов).
Почитать о приключениях Ильи в дороге можно у него в канале.
А мы в Телеграм рассказываем о новинках вкусной еды в дорогу и периодически проводим акции со скидками. Подпишитесь!