Как выбрать велосипед для путешествий

Велопутешествие — свобода, адреналин и картина мира в новом ритме. Для комфортной поездки важно правильно выбрать двухколесного друга. Для этого сделайте три шага: определите тип велосипеда, изучите основные характеристики и примерьте на себя.

Рассказываем подробно, на что обратить внимание при выборе двухколесного друга. Статью комментирует Илья Маликов, велосипедист, блогер, автор Телеграм-канала «Горы по колеса».

Определяемся с типом велосипеда

Velosiped_dlya_puteshestviy

Какой велосипед выбрать для путешествия, в большей степени зависит от предпочитаемых маршрутов и типов трасс. Для асфальта важна скорость и легкость, на грунтовке — устойчивость и проходимость, лес или горы требуют амортизации и прочности. 

Теперь разберем каждый тип детально.

Шоссейный

В просторечии — шоссер. Подходит для длительных поездок по ровным дорогам с хорошей скоростью. Легкий вес (от 7 кг), узкие колеса (25-28 мм) и аэродинамичная посадка дают разогнаться до 40 км/ч. Такие характеристики позволяют преодолевать большие расстояния с минимальными усилиями. 

Но комфорт принесен в жертву скорости: жесткая вилка передает вибрации от неровностей, а узкие покрышки беспомощны на грунтовках и в грязи. 

Совет: Если маршрут включает редкие участки гравия, рассмотрите гибридные модели с чуть более широкими покрышками (до 32 мм) или замените сами на вашем шоссере.

Горный (МТВ) 

MTB_gorny_baik

Илья и его MTB

Создан для лесных троп, каменистых спусков, грязевых участков и прочего бездорожья. Широкие покрышки (50-60 мм) с агрессивным протектором создают сцепление даже на мокром грунте, а амортизационная вилка смягчает удары и позволяет проезжать технически сложные секции. 

За повышенную проходимость приходится платить удобством: вес рамы от 13 кг замедляет разгон на асфальте, а вертикальная посадка менее аэродинамичная. 

Гревел

Золотая середина между шоссером и горным. Благодаря универсальным покрышкам (35-45 мм) и комфортной геометрии рамы с легкостью преодолевает смешанные маршруты (асфальт, грунтовки, гравий, легкое бездорожье). 

Уступает горному по проходимости и шоссейному по скорости, но подходит для разнообразных трасс. Подходит для 90% велопутешествий по России. 

Туринг 

Специально создан для длительных путешествий с багажом. Усиленная рама (чаще сталь), крепления для груза (багажники, флягодержатели), широкий диапазон передач и устойчивые колеса позволяют перевозить до 30 кг снаряжения.

При всех достоинствах у турингов тяжелая (от 14 кг) рама и низкая (в среднем 20 км/час) скорость, но это не критично для тех, кто едет «далеко и надолго». 

Совет: Лучше выбирать модель с крыльями: они спасут одежду от брызг грязи в дождь. Если же в заводской комплектации их нет, можно установить самостоятельно, главное замерить ширину покрышек и ширину зазора в раме. желательно проверить прям в магазине, чтобы точно все встало без проблем.

Краткая сравнительная таблица

Для удобства собрали основные характеристики разных типов велосипедов. 

критерий

шоссейный

горный

гревел

туринг

вес

7-10

11-15

9-12

14-17

покрышки

25-28 (гладкие)

53-61 

(с глубоким протектором)

35-45 (универсаль-ные)

чаще встречаются 14-17 (усиленные)

диаметр колес

700С 

(622 мм)

27,5” 

(584 мм)/

29" (622 мм)

700C 

(622 мм)

700C 

(622 мм)/

26" (559 мм)

амортизация

нет

передняя

редко

нет

средняя скорость (км/ч)

25-40

15-25

20-30

18-25

Рекомендуем использовать таблицу для ознакомления, а не как руководство к действию. Даже самая подробная информация о том, как выбрать велосипед — лишь отправная точка в выборе. Нет универсального правила «для гор — горный, для асфальта — шоссер и т.д.».  

Помните, что даже идеальный «на бумаге» велосипед может не подойти именно вам. Например, широкий или узкий руль вызовет боль и дискомфорт в руках. Также и с размером рамы: большая заставит тянуться к рулю и вызовет перенапряжение в спине, а маленькая — сутулость. 

Поэтому выбирать нужно не «сердцем», а в магазине, тщательно взвесив все «за» и «против». Подробнее смотрите в конце статьи.

Готовая еда для дальних дорог

  



Смотрим на основные комплектующие

Smazka_zepi_v_puti

Смазка цепи в пути

В дороге каждая деталь имеет значение, поэтому обратите внимание на различия в комплектующих - при проичх равных это поможет сделать рациональный выбор.

Рама

 Obsluzhivanie_ramy_velosipeda

Тех.обслуживание рамы

При выборе обратите внимание на два ключевых аспекта: материал и геометрию. 

Чаще рамы делают из следующих материалов:

  • Алюминий — оптимальный выбор начинающих. Легкий, не ржавеет, доступен по цене. Но передает вибрации на неровностях — для долгих поездок по плохим дорогам не подойдет.
  • Сталь — классика для велотуристов. Обеспечивает плавный ход, легко ремонтируется в полевых условиях. Идеален для дальних маршрутов.
  • Карбон — для гонщиков. Легкий и комфортный, но требует бережной эксплуатации и существенного бюджета.

 Геометрия рамы влияет на управляемость. Среди важных характеристик:

  • Длина рамы. Короткая, как у горных моделей, делает велосипед поворотливым, но менее устойчивым с грузом. Длинная база турингов, наоборот, дает плавность хода даже с тяжелым рюкзаком, превращая поездку в размеренное путешествие.
  • Высота руля — вопрос комфорта. Низкая посадка шоссеров подходит тем, кто готов пожертвовать удобством ради скорости. Высокий руль городских моделей снижает нагрузку на спину, чтобы кататься часами без усталости. Универсальный вариант — гревел с умеренной посадкой: не слишком спортивной, но и не расслабленной. 
  • Наклон верхней трубы тоже требует внимания. Пологий изгиб добавляет устойчивости, резкий — маневренности. 

Совет: Для первого велосипеда лучше выбирать варианты, которые простят ошибки управления. Помните: даже самая совершенная геометрия требует привыкания, поэтому перед путешествием устройте пробный заезд километров на 100.

Перекусить на пробном заезде

  

Вилка 

Vilka_amortizazionnaya

Амортизационная вилка в процессе тех. обслуживания.

Вилка — «посредник» между вами и дорогой. От нее зависят амортизация и маневренность велосипеда.

Жесткие вилки (сталь, карбон) — простые и надежные. Не боятся грязи, почти не требуют ухода и добавляют велосипеду легкости. Но все неровности почувствуете руками. 

Амортизационные вилки — спасение для бездорожья. Бывают двух типов:

  • Пружинно-эластомерные — недорогие, но на морозе становятся жесткими.
  • Воздушные — мягко работают в любую погоду и подстраиваются под ваш вес, но требуют ежегодного обслуживания.

Карбоновые вилки — золотая середина. Не амортизируют, как пружины, но за счет гибкости материала гасят мелкую вибрацию. Идеально для грунтовок и разбитых дорог, где не нужна полноценная амортизация.

Комментарий Ильи: У меня есть разные велосипеды с разными типами вилки, под определенные задачи. В статье верно указано, что жесткие вилки простые и надежные, но все-таки для сложных горных троп амортизационная вилка – не прихоть, а необходимость для безоспасного прохождения сложных сегментов. Если бы надо было выбрать один тип вилки – то это была бы жесткая стальная вилка – ввиду остутсвия необходимости обслуживания и возможности загрузить большой груз (на амо-вилку груз нельзя разместить либо вовсе, либо очень ограниченно).

Трансмиссия

ТранTransmissiya_na_velosipedeсмиссия на велосипеде

Для велопутешествий трансмиссия как коробка передач в автомобиле. Она решает, сможете ли взобраться на крутой подъем или комфортно ехать по равнине. Поэтому важно знать:

 Сколько нужно звезд? 

  • Одна звезда спереди (1x) — просто и надежно. 

Отсутствие переднего переключателя уменьшает число деталей, нуждающихся в ремонте. Но между передачами будут ощутимые «провалы» — как если бы в машине не хватало 3-й и 5-й скоростей.

  • Две звезды (2x) — золотая середина. 

Плавное переключение и достаточно диапазона для гор и равнин. Требует больше ухода, чем система с одной звездой.

  • Три звезды (3x) — устаревший вариант. 

Дает максимальный выбор передач, но на практике третьей звездой почти не пользуются, а лишний вес и сложность настроек только мешают.

Совет: Для путешествий с рюкзаком 10–15 кг выбирайте систему 2x — так не останетесь без нужной передачи на затяжном подъеме.

Комментарий Ильи: Наиболее универсальная система – с 1 звездой спереди и кассетой широкого диапазноа сзади (на ±50 зубьев). Я езжу на разных велосипедах, но наиболее часто встречающаяся и универсальная из недорогих трансмиссия – microshift advent x: работает довольно точно, подходит для разных велосипедов и имеет широкий диапазон передач. 

Какие детали стоит проверить?

  • Кассета (набор задних звезд) 

Чем больше зубьев на самой большой звезде (например, 42), тем легче крутить педали в гору. Для походов ищите кассеты с надписью 11–48 или 11–50.

  • Цепь

Проверьте, чтобы она не была растянутой (продавец поможет с этим), а еще лучше — возьмите запасную. Пригодятся также замок и выжимка для ремонта цепи в полевых условиях, главное взять замок подходящий по количеству скоростей под вашу цепь.

  • Переключатели

Выбирайте задний переключатель с муфтой: она позволит цепи не трястись на кочках и камнях, тем самым снижая вероятность спадания цепи с кассеты. 

Сколько скоростей необходимо для удобного путешествия? На практике сейчас на большинстве велосипедов бюджетного сегмента стоит 9-10 передач, но с хорошим дапазоном — этого хватает, чтобы заезжать в любые подъемы.

Тормоза

 

Несколькими годами раньше стоял вопрос, какие ормоза выбрать: ободные или дисковые? Сейчас большинство велосипедов выпускаются с дисковыми тормозами – они не боятся дождя, грязи и даже легкой деформации колес. Ободные, менее эфективные в дождь, чаще ставят на шоссейных велосипедах, и то уже не всегда.

Если выбирать между механическими и гидравлическими тормозами, то учтите, что механические (тросовые) варианты достаточно мощные для большинства маршрутов и при этом ремонтопригодные. Гидравлические системы обеспечивают максимальное торможение с минимальным усилием, но при повреждении потребуется профессиональный ремонт. 

Важный момент — размер тормозного диска. Для путешествий с грузом лучше выбирать роторы 160-180 мм — меньше перегреваются на длинных спусках. 

Совет от Ильи: самый народный вариант – дисковые гидравлические тормоза shimano mt-200. Они неприхотливы и довольно надежны, однозначно добавят комфорта после перехода с механических тормозов.

Выбираем «под себя»

Grevel_baik 

Илья и его гревел. 

Выбирать нужно не лучшее предложение, а то, что подойдет именно вам. Иногда на это могут уйти годы, но постараемся облегчить выбор.

Как подобрать велосипед по росту

В интернете можно найти таблицы соответствия роста и размера рамы. Однако лучше использовать не общие рекомендации, а информацию на сайте по конкретной модели, потому что у производителей разные размерные сетки и геометрия велосипедов.

Также проверьте, насколько удобно садиться. Для этого встаньте над байком и замерьте расстояние от промежности до рамы. Для горного велосипеда допустимое расстояние — 5-10 см, для шоссера — 2-5 см из-за низкой посадки. Для гревела — промежуточные значения между горным и шоссейным.

Что еще учесть при выборе

Velosiped_dlya_puteshestviy 

Груженые велосипеды в походе

Помимо типа велосипеда и его комплектации, обратите внимание на нюансы, которые влияют на комфорт и безопасность в долгих поездках:

  • Грузоподъёмность

Проверьте допустимый вес (указан в характеристиках рамы и колес). Учитывайте, что цифра максимальной грузоподъемности общая — включает вес велосипедиста и снаряжения. Например, если велосипедист весит 100 кг, а грузоподъемность 120 кг, то оставшихся 20 кг будет маловато, а эксплуатация на пределе опасна. 

  • Возможность установки аксессуаров

Для велопутешествий важно наличие креплений для багажника, крыльев, флягодержателей. Если не будет дополнительных отверстий, не закрепите фляжку на раме. Значит, каждый раз, захотев пить, будете останавливаться и доставать воду из рюкзака.   

  • Ремонтопригодность 

Отправляясь в велопоход, будьте готовы самостоятельно отремонтировать велосипед в полевых условиях. Тут работает принцип «чем проще комплектация, тем лучше». 

Совет: подробно расспрашивайте продавцов в магазине. Найдите «своего», которому доверяете. Чем подробнее отвечают на вопросы, тем выше уровень «знатока» и тем больше нового узнаете на консультации. Не исключено, что «намечтав» себе, к примеру, гревел, вернетесь домой с турингом и всю поездку будете благодарить опытного сотрудника.

  • Личный комфорт

Перед покупкой проведите 30-минутный тест-драйв. Сразу садитесь с рюкзаком (10-15 кг), чтобы почувствовать, как поедет груженый велосипед. 

Да, возможно, магазин не согласится на тест-драйв. Тогда «оседлайте» несколько моделей, выпишите понравившиеся, поищите на форумах состоявшихся владельцев и договоритесь о встрече с испытанием (вероятнее всего, хозяину придется заплатить). 

Лучше посвятить несколько дней городским пробным поездкам, чем потратить время и деньги на неудобный байк.

В процессе тест-драйва наблюдайте за ощущениями. Если немеют руки или спина, одно из двух: либо это с непривычки, либо геометрия рамы вам не подходит.

Важно: Поначалу на больших дистанциях неудобным может казаться любой велосипед. Бывает и такое: сам велосипед подходит, но например руль или седло – нет. Тогда можно заменить эти элементы. В любом случае только с опытом можно понять, что подходит именно вам. 

Итог: Перед покупкой задайте себе следующие вопросы:

  • Где буду ездить? (асфальт/бездорожье/смешанно)
  • Сколько везу груза?
  • Смогу ли починить его в поле?

Этот минимальный чек-лист убережет от импульсных покупок и разочарований.

В канале Ильи всегда можете почитать и посмотреть видео о приключениях в дороге.

А мы в Телеграм рассказываем о новинках вкусной еды в дорогу и периодически проводим акции со скидками. Подпишитесь!

Оставьте ваш комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.