Велопутешествие — свобода, адреналин и картина мира в новом ритме. Для комфортной поездки важно правильно выбрать двухколесного друга. Для этого сделайте три шага: определите тип велосипеда, изучите основные характеристики и примерьте на себя.
Рассказываем подробно, на что обратить внимание при выборе двухколесного друга. Статью комментирует Илья Маликов, велосипедист, блогер, автор Телеграм-канала «Горы по колеса».
Определяемся с типом велосипеда
Какой велосипед выбрать для путешествия, в большей степени зависит от предпочитаемых маршрутов и типов трасс. Для асфальта важна скорость и легкость, на грунтовке — устойчивость и проходимость, лес или горы требуют амортизации и прочности.
Теперь разберем каждый тип детально.
Шоссейный
В просторечии — шоссер. Подходит для длительных поездок по ровным дорогам с хорошей скоростью. Легкий вес (от 7 кг), узкие колеса (25-28 мм) и аэродинамичная посадка дают разогнаться до 40 км/ч. Такие характеристики позволяют преодолевать большие расстояния с минимальными усилиями.
Но комфорт принесен в жертву скорости: жесткая вилка передает вибрации от неровностей, а узкие покрышки беспомощны на грунтовках и в грязи.
Совет: Если маршрут включает редкие участки гравия, рассмотрите гибридные модели с чуть более широкими покрышками (до 32 мм) или замените сами на вашем шоссере.
Горный (МТВ)
Илья и его MTB
Создан для лесных троп, каменистых спусков, грязевых участков и прочего бездорожья. Широкие покрышки (50-60 мм) с агрессивным протектором создают сцепление даже на мокром грунте, а амортизационная вилка смягчает удары и позволяет проезжать технически сложные секции.
За повышенную проходимость приходится платить удобством: вес рамы от 13 кг замедляет разгон на асфальте, а вертикальная посадка менее аэродинамичная.
Гревел
Золотая середина между шоссером и горным. Благодаря универсальным покрышкам (35-45 мм) и комфортной геометрии рамы с легкостью преодолевает смешанные маршруты (асфальт, грунтовки, гравий, легкое бездорожье).
Уступает горному по проходимости и шоссейному по скорости, но подходит для разнообразных трасс. Подходит для 90% велопутешествий по России.
Туринг
Специально создан для длительных путешествий с багажом. Усиленная рама (чаще сталь), крепления для груза (багажники, флягодержатели), широкий диапазон передач и устойчивые колеса позволяют перевозить до 30 кг снаряжения.
При всех достоинствах у турингов тяжелая (от 14 кг) рама и низкая (в среднем 20 км/час) скорость, но это не критично для тех, кто едет «далеко и надолго».
Совет: Лучше выбирать модель с крыльями: они спасут одежду от брызг грязи в дождь. Если же в заводской комплектации их нет, можно установить самостоятельно, главное замерить ширину покрышек и ширину зазора в раме. желательно проверить прям в магазине, чтобы точно все встало без проблем.
Краткая сравнительная таблица
Для удобства собрали основные характеристики разных типов велосипедов.
критерий |
шоссейный |
горный |
гревел |
туринг |
вес |
7-10 |
11-15 |
9-12 |
14-17 |
покрышки |
25-28 (гладкие) |
53-61 (с глубоким протектором) |
35-45 (универсаль-ные) |
чаще встречаются 14-17 (усиленные) |
диаметр колес |
700С (622 мм) |
27,5” (584 мм)/ 29" (622 мм) |
700C (622 мм) |
700C (622 мм)/ 26" (559 мм) |
амортизация |
нет |
передняя |
редко |
нет |
средняя скорость (км/ч) |
25-40 |
15-25 |
20-30 |
18-25 |
Рекомендуем использовать таблицу для ознакомления, а не как руководство к действию. Даже самая подробная информация о том, как выбрать велосипед — лишь отправная точка в выборе. Нет универсального правила «для гор — горный, для асфальта — шоссер и т.д.».
Помните, что даже идеальный «на бумаге» велосипед может не подойти именно вам. Например, широкий или узкий руль вызовет боль и дискомфорт в руках. Также и с размером рамы: большая заставит тянуться к рулю и вызовет перенапряжение в спине, а маленькая — сутулость.
Поэтому выбирать нужно не «сердцем», а в магазине, тщательно взвесив все «за» и «против». Подробнее смотрите в конце статьи.
Готовая еда для дальних дорог
Смотрим на основные комплектующие
Смазка цепи в пути
В дороге каждая деталь имеет значение, поэтому обратите внимание на различия в комплектующих - при проичх равных это поможет сделать рациональный выбор.
Рама
Тех.обслуживание рамы
При выборе обратите внимание на два ключевых аспекта: материал и геометрию.
Чаще рамы делают из следующих материалов:
- Алюминий — оптимальный выбор начинающих. Легкий, не ржавеет, доступен по цене. Но передает вибрации на неровностях — для долгих поездок по плохим дорогам не подойдет.
- Сталь — классика для велотуристов. Обеспечивает плавный ход, легко ремонтируется в полевых условиях. Идеален для дальних маршрутов.
- Карбон — для гонщиков. Легкий и комфортный, но требует бережной эксплуатации и существенного бюджета.
Геометрия рамы влияет на управляемость. Среди важных характеристик:
- Длина рамы. Короткая, как у горных моделей, делает велосипед поворотливым, но менее устойчивым с грузом. Длинная база турингов, наоборот, дает плавность хода даже с тяжелым рюкзаком, превращая поездку в размеренное путешествие.
- Высота руля — вопрос комфорта. Низкая посадка шоссеров подходит тем, кто готов пожертвовать удобством ради скорости. Высокий руль городских моделей снижает нагрузку на спину, чтобы кататься часами без усталости. Универсальный вариант — гревел с умеренной посадкой: не слишком спортивной, но и не расслабленной.
- Наклон верхней трубы тоже требует внимания. Пологий изгиб добавляет устойчивости, резкий — маневренности.
Совет: Для первого велосипеда лучше выбирать варианты, которые простят ошибки управления. Помните: даже самая совершенная геометрия требует привыкания, поэтому перед путешествием устройте пробный заезд километров на 100.
Перекусить на пробном заезде
Вилка
Амортизационная вилка в процессе тех. обслуживания.
Вилка — «посредник» между вами и дорогой. От нее зависят амортизация и маневренность велосипеда.
Жесткие вилки (сталь, карбон) — простые и надежные. Не боятся грязи, почти не требуют ухода и добавляют велосипеду легкости. Но все неровности почувствуете руками.
Амортизационные вилки — спасение для бездорожья. Бывают двух типов:
- Пружинно-эластомерные — недорогие, но на морозе становятся жесткими.
- Воздушные — мягко работают в любую погоду и подстраиваются под ваш вес, но требуют ежегодного обслуживания.
Карбоновые вилки — золотая середина. Не амортизируют, как пружины, но за счет гибкости материала гасят мелкую вибрацию. Идеально для грунтовок и разбитых дорог, где не нужна полноценная амортизация.
Комментарий Ильи: У меня есть разные велосипеды с разными типами вилки, под определенные задачи. В статье верно указано, что жесткие вилки простые и надежные, но все-таки для сложных горных троп амортизационная вилка – не прихоть, а необходимость для безоспасного прохождения сложных сегментов. Если бы надо было выбрать один тип вилки – то это была бы жесткая стальная вилка – ввиду остутсвия необходимости обслуживания и возможности загрузить большой груз (на амо-вилку груз нельзя разместить либо вовсе, либо очень ограниченно).
Трансмиссия
Трансмиссия на велосипеде
Для велопутешествий трансмиссия как коробка передач в автомобиле. Она решает, сможете ли взобраться на крутой подъем или комфортно ехать по равнине. Поэтому важно знать:
Сколько нужно звезд?
- Одна звезда спереди (1x) — просто и надежно.
Отсутствие переднего переключателя уменьшает число деталей, нуждающихся в ремонте. Но между передачами будут ощутимые «провалы» — как если бы в машине не хватало 3-й и 5-й скоростей.
- Две звезды (2x) — золотая середина.
Плавное переключение и достаточно диапазона для гор и равнин. Требует больше ухода, чем система с одной звездой.
- Три звезды (3x) — устаревший вариант.
Дает максимальный выбор передач, но на практике третьей звездой почти не пользуются, а лишний вес и сложность настроек только мешают.
Совет: Для путешествий с рюкзаком 10–15 кг выбирайте систему 2x — так не останетесь без нужной передачи на затяжном подъеме.
Комментарий Ильи: Наиболее универсальная система – с 1 звездой спереди и кассетой широкого диапазноа сзади (на ±50 зубьев). Я езжу на разных велосипедах, но наиболее часто встречающаяся и универсальная из недорогих трансмиссия – microshift advent x: работает довольно точно, подходит для разных велосипедов и имеет широкий диапазон передач.
Какие детали стоит проверить?
- Кассета (набор задних звезд)
Чем больше зубьев на самой большой звезде (например, 42), тем легче крутить педали в гору. Для походов ищите кассеты с надписью 11–48 или 11–50.
- Цепь
Проверьте, чтобы она не была растянутой (продавец поможет с этим), а еще лучше — возьмите запасную. Пригодятся также замок и выжимка для ремонта цепи в полевых условиях, главное взять замок подходящий по количеству скоростей под вашу цепь.
- Переключатели
Выбирайте задний переключатель с муфтой: она позволит цепи не трястись на кочках и камнях, тем самым снижая вероятность спадания цепи с кассеты.
Сколько скоростей необходимо для удобного путешествия? На практике сейчас на большинстве велосипедов бюджетного сегмента стоит 9-10 передач, но с хорошим дапазоном — этого хватает, чтобы заезжать в любые подъемы.
Тормоза
Несколькими годами раньше стоял вопрос, какие ормоза выбрать: ободные или дисковые? Сейчас большинство велосипедов выпускаются с дисковыми тормозами – они не боятся дождя, грязи и даже легкой деформации колес. Ободные, менее эфективные в дождь, чаще ставят на шоссейных велосипедах, и то уже не всегда.
Если выбирать между механическими и гидравлическими тормозами, то учтите, что механические (тросовые) варианты достаточно мощные для большинства маршрутов и при этом ремонтопригодные. Гидравлические системы обеспечивают максимальное торможение с минимальным усилием, но при повреждении потребуется профессиональный ремонт.
Важный момент — размер тормозного диска. Для путешествий с грузом лучше выбирать роторы 160-180 мм — меньше перегреваются на длинных спусках.
Совет от Ильи: самый народный вариант – дисковые гидравлические тормоза shimano mt-200. Они неприхотливы и довольно надежны, однозначно добавят комфорта после перехода с механических тормозов.
Выбираем «под себя»
Илья и его гревел.
Выбирать нужно не лучшее предложение, а то, что подойдет именно вам. Иногда на это могут уйти годы, но постараемся облегчить выбор.
Как подобрать велосипед по росту
В интернете можно найти таблицы соответствия роста и размера рамы. Однако лучше использовать не общие рекомендации, а информацию на сайте по конкретной модели, потому что у производителей разные размерные сетки и геометрия велосипедов.
Также проверьте, насколько удобно садиться. Для этого встаньте над байком и замерьте расстояние от промежности до рамы. Для горного велосипеда допустимое расстояние — 5-10 см, для шоссера — 2-5 см из-за низкой посадки. Для гревела — промежуточные значения между горным и шоссейным.
Что еще учесть при выборе
Груженые велосипеды в походе
Помимо типа велосипеда и его комплектации, обратите внимание на нюансы, которые влияют на комфорт и безопасность в долгих поездках:
- Грузоподъёмность
Проверьте допустимый вес (указан в характеристиках рамы и колес). Учитывайте, что цифра максимальной грузоподъемности общая — включает вес велосипедиста и снаряжения. Например, если велосипедист весит 100 кг, а грузоподъемность 120 кг, то оставшихся 20 кг будет маловато, а эксплуатация на пределе опасна.
- Возможность установки аксессуаров
Для велопутешествий важно наличие креплений для багажника, крыльев, флягодержателей. Если не будет дополнительных отверстий, не закрепите фляжку на раме. Значит, каждый раз, захотев пить, будете останавливаться и доставать воду из рюкзака.
- Ремонтопригодность
Отправляясь в велопоход, будьте готовы самостоятельно отремонтировать велосипед в полевых условиях. Тут работает принцип «чем проще комплектация, тем лучше».
Совет: подробно расспрашивайте продавцов в магазине. Найдите «своего», которому доверяете. Чем подробнее отвечают на вопросы, тем выше уровень «знатока» и тем больше нового узнаете на консультации. Не исключено, что «намечтав» себе, к примеру, гревел, вернетесь домой с турингом и всю поездку будете благодарить опытного сотрудника.
- Личный комфорт
Перед покупкой проведите 30-минутный тест-драйв. Сразу садитесь с рюкзаком (10-15 кг), чтобы почувствовать, как поедет груженый велосипед.
Да, возможно, магазин не согласится на тест-драйв. Тогда «оседлайте» несколько моделей, выпишите понравившиеся, поищите на форумах состоявшихся владельцев и договоритесь о встрече с испытанием (вероятнее всего, хозяину придется заплатить).
Лучше посвятить несколько дней городским пробным поездкам, чем потратить время и деньги на неудобный байк.
В процессе тест-драйва наблюдайте за ощущениями. Если немеют руки или спина, одно из двух: либо это с непривычки, либо геометрия рамы вам не подходит.
Важно: Поначалу на больших дистанциях неудобным может казаться любой велосипед. Бывает и такое: сам велосипед подходит, но например руль или седло – нет. Тогда можно заменить эти элементы. В любом случае только с опытом можно понять, что подходит именно вам.
Итог: Перед покупкой задайте себе следующие вопросы:
- Где буду ездить? (асфальт/бездорожье/смешанно)
- Сколько везу груза?
- Смогу ли починить его в поле?
Этот минимальный чек-лист убережет от импульсных покупок и разочарований.
В канале Ильи всегда можете почитать и посмотреть видео о приключениях в дороге.
А мы в Телеграм рассказываем о новинках вкусной еды в дорогу и периодически проводим акции со скидками. Подпишитесь!